Проблема безопасности жизнедеятельности человека признаётся во всём мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности в детских садах, потребовала обучения сотрудников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, природного и экологического неблагополучия.

Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, порой становится небезопасным для него.

Безопасность в детском саду обеспечивается администрацией и работниками учреждения, а задача родителей знать и проконтролировать выполнение базовых требований техники безопасности в том заведении, в которое они собираются отдать или уже отдали ребенка. В случае выявления несоответствий родители должны уведомить об этом ответственных лиц.

У руководителя детского учебного заведения есть ряд механизмов, с помощью которых он может контролировать и повышать безопасность детей находящихся на территории ДОУ. При этом заведующий руководствуется общегосударственными и региональными законами, регламентирующими требования к детской безопасности. Для выполнения поставленных задач и соблюдения нормативов руководитель издает приказы, совершенствует образовательный процесс, дает соответствующие распоряжения работникам детского сада, проводит ряд необходимых мероприятий с помощью специализированных организаций на договорной основе.

Деятельность администрации по обеспечению безопасности в детском саду

  • охрана труда работников сада;
  • охрана жизни и здоровья детей (пожарная, бытовая, личная безопасность, профилактика дорожно-транспортных происшествий);
  • гражданская оборона;
  • антитеррористическая защита.

Работа по обеспечению безопасности в детском саду планомерно ведется в течение года:

  • разработка, корректировка и утверждение необходимой документации регулирующей вопросы безопасности в МДОУ;
  • контроль за соблюдением требований противопожарного, антитеррористического, контрольно-пропускного режима посетителями и сотрудниками МДОУ;
  • размещение наглядной агитации и памяток, обновление стендов безопасности актуальной информацией, проведение бесед с детьми и родителями на темы безопасности жизнедеятельности;
  • инструктажи и обучение сотрудников МДОУ по программам в следующих областях: охрана труда, пожарная, антитеррористическая и электро безопасность, гражданская оборона и чрезвычайные ситуации;
  • проведение плановых медосмотров сотрудников;
  • проверка технического состояния и обслуживание первичных средств пожаротушения, АПС, домофонов, видеонаблюдения, телефонной связи, КТС, вентиляции, электрооборудования и его заземления и т.д.
  • проверка эвакуационных выходов, подвальных и чердачных помещений, крыши;
  • проверка качества огнезащитной обработки, при необходимости обработка деревянных конструкций огнезащитным составом;
  • проведение учебных эвакуаций сотрудников и воспитанников;
  • проведение обучающих занятий и мероприятий с воспитанниками по основным вопросам безопасности жизнедеятельности и т.д.

Режим безопасности внутри детского сада.

На сегодняшний день МДОУ охраняется сотрудником частного охранного предприятия и группой быстрого реагирования (ГБР), которая приезжает по сигналу кнопки тревожной сигнализации (КТС). На посту охраны имеется монитор с видеорядом 6 внешних камер видеонаблюдения, которые охватывают весь периметр МДОУ. Также на здании МДОУ установлены камеры, которые транслируют бесперебойно видеосигнал в интернет в онлайн режиме. Основные документы, которыми руководствуется в своей работе охранник ЧОП, это инструкции охранника ЧОП и Положение МДОУ о контрольно пропускном режиме.

На территории МДОУ приказом установлено несколько режимов безопасности, обязательных к соблюдению для всех сотрудников и посетителей МДОУ: противопожарный, антитеррористический, контрольно-пропускной. При несоблюдении требований данных режимов, нарушитель несет административную и уголовную ответственность.

Нельзя не отметить, что здание детского сада спланировано таким образом, что эвакуационные выходы из каждой группы, музыкального и физкультурного залов ведут на уличные капитальные железобетонные лестницы с кирпичной кладкой с маршевыми пролетами, оборудованные перилами и огороженные решеткой, что обеспечивает безопасную и быструю эвакуацию. Особенно это актуально при эвакуации детей и сотрудников с 3 и 2 этажа при задымлении лестниц и коридоров.

Особое внимание следует уделить безопасности территории ДОУ.

В ДОУ обязаны четко выполнять требования безопасности к оснащению территории детского сада:

  • оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) дважды в год в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, воспитатели и администрация детского сада ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены;
  • игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам;
  • в весенне-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя, уборке мусора, приведению декоративной обрезки кустарников, вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли;
  • в зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок, ступенек крыльца, наружных лестниц от снега и льда, посыпанию песком. Огораживаются места возможного схода снега и падения сосулек сигнальной лентой;
  • воспитателями ДОУ в целях профилактики травматизма проводя контроль и страховку во время скатывания детей с горки, лазания, спрыгивания с возвышенностей, катания на лыжах в зимний период, проводится проверка выносного материала (лопаток, лыж, ледянок, вертушек);
  • инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей и требованиями СанПиН.

Дополнительные мероприятия для соблюдения требований безопасности к территории детского сада:

  • Проводится ежегодная обработка газонов от клещей;
  • Берется анализ на качество и безопасность воды и песка;
  • Ведется контроль за своевременным вывозом мусора, скашиванием и уборкой травы, вырубкой сухостоя;
  • Всеми сотрудниками МДОУ ведется контроль за недопущением на территорию МДОУ животных (в особенности бродячих). О всех случаях появления бродячих животных вблизи детского сада сообщается в соответствующие инстанции.

Физическая безопасность детей в детском саду

Физическая безопасность каждого ребенка заключается в создании условий гарантирующих защиту здоровья и жизни детей на протяжении всего образовательного процесса. Угрозой в данном случае могут рассматриваться как внешние (террористические, криминальные, неадекватное поведение взрослых), так и внутренние (технические состояние зданий и территории, наличие опасных участков и предметов). Для обеспечения безопасного нахождения малышей систематически проводится контроль состояния МДОУ внутренними комиссиями и проверяющими надзорных организаций. С воспитателями и педагогами проводится инструктажи по охране труда и организации охраны жизни и здоровья детей во время пребывания в детском саду. Детей отдавать разрешается только непосредственным родителям (законным представителям). Остальным людям (не моложе 16 лет) можно отдавать детей только с предварительного письменного согласия родителей.

Каждый работник детского сада имеет инструкции и список телефонов экстренных служб (полиция, скорая помощь, пожарная и спасательная службы). Чтобы отработать четкие навыки у персонала и детей в случае ЧС проводятся тренировочные занятия по эвакуации по составленному графику проведения тематических тренировок на год.

В каждой группе имеется аптечка скорой помощи с установленным набором лекарственных средств. При травме или плохом самочувствии ребенка ему оказывается первая медицинская помощь медсестрой детского сада или непосредственно воспитателем, при необходимости вызывается скорая помощь. Для грамотного оказания первой доврачебной медицинской помощи сотрудники МДОУ владеют необходимыми знаниями и имеют инструкции на рабочих местах.

Обучение воспитанников МДОУ основам безопасности жизнедеятельности.

Главная задача организации жизни детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья. Малыш не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на педагогов в детском саду возложена миссия защиты и обучения ребенка правилам безопасной жизнедеятельности. В детском саду создаются педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей, правилами при соблюдении которых их можно избежать или с правильными действиями в той или иной чрезвычайной ситуации.

  • В современных условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают свою работу в соответствии с новыми нормативными актами (федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы).
  • Работа по реализации образовательной области «Безопасность» в нашем детском саду организована на основе программы Авдеевой Н.Н., Князевой Н.Л., Стеркиной Р.Б. «Безопасность».
  • В связи с введением федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе разработаны формы образовательной деятельности по реализации данной области.

Цель образовательной области «Безопасность»: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  • передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

  1. Знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
  2. развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;
  3. Воспитание грамотного участника дорожного движения;
  4. Воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих принципов:

  • Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей упирается на уже освоенное в предыдущем);
  • Доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
  • Включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и др.)
  • Наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);
  • Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
  • Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

После определения тематики, целей и задач встает вопрос: «С чего начать?»

Этапы реализации.

  • 1 этап – заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;
  • 2 этап – ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;
  • 3 этап – на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными и практическими действиями.

В настоящее время в нашем детском саду применяются различные способы обучения детей безопасному поведению:

  • Рассматривание рисунков на которых изображены опасные ситуации, заставляющие думать и делать выводы о неправильном поведении;
  • Моделирование и анализ заданных ситуаций («Пожар дома», «Мама ушла в магазин, а я остался один», «Как бы ты поступил?», «Я потерялся»)
  • Знакомство с художественной литературой («Кошкин дом», «Как человек подружился с огнем», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», «Пожарные собаки»)
  • Познавательные викторины «Мы знаем правила безопасности….на воде, в лесу, на проезжей части» и т.д.
  • Просматривание презентаций и мультфильмов из серии «Аркадий Паровозов», «Смешарики», «Азбука безопасности»;
  • Проведение игр-соревнований, подвижных игр, дидактических игр («Азбука пожарных», «Если возник пожар», «Огнеопасные предметы», «Ядовитые грибы и растения», «Собери дорожные знаки» и .т.д.
  • Проведение бесед с представителями (инспекторами) отдела ГО и ЧС, полиции, пожарной части, ГИБДД;
  • Показательные занятия по эвакуации и с вызовом пожарной машины с последующим рассмотрением и объяснением по комплектации и оборудованию;
  • Конкурсы поделок и рисунков на тему безопасности;
  • Организация и работа по направлению ЮИД;
  • Проведение родительских собраний на актуальные темы касающиеся безопасности детей;
  • Домашние задания для родителей по совместной работе с детьми по изучению правил безопасности в быту и по дороге в детский сад и т.д.

Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, где главным звеном являются дети, которые требуют особого внимания и мы, взрослые, должны обеспечить безопасное пребывание их в детском саду и подготовить к встрече с различными жизненными ситуациями. А в детском саду, все, начиная от руководителя до младшего обслуживающего персонала, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни, здоровья, за безопасность доверенных детей.

КОНТАКТ-ЦЕНТР ГУБЕРНАТОРА МО

8-800-550-50-30 (круглосуточно без выходных)

Полезные ссылки

Отзывы и предложения

Яндекс.Метрика